Здравствуйте, друзья!
Что в боевых искусствах, что в плавании, что в прогулке в магазин, что в прополке огорода, что в сидении за рулем машины, что в стоянии на посту, что в лежании на диване, что в радостном танце, что в гимнастике йогов, всегда и везде одна и та же, непринужденно проявляется, наша естественная глубинная природа. Непринужденно может проявляться, если ей сильно не мешать разумом и интеллектом и просто тихо смиренно непрерывно «слушать» ее проявление, слушать, как мы устроены в глубине, в реальности. Главным условием проявления нашей чудесной природы является от рождения присущая нам мягкость и состояние «сун». На основе истинного Инь (правильного Тамаса), взращивается истинный Ян (правильный Раджас), и их постоянное перетекание и по сути единство называют Тайцзи (Саттва). Сун можно перевести как расслабленность, расслабление, но так как состояние расслабления практически всеми понимается неверно, то точнее было бы перевести этот термин как открытость или раскрывание, правильное раскрепощение и смирение (пребывание «с миром», единство). Как следствие раскрытия, приходит состояние эмпатии или сопереживания, чувственной сонастройки. В этом состоянии появляется возможность наблюдать и понимать из внутренней тишины как проявляется наша чудесная естественная природа. Одной из граней нашей истинной природы является сила цзин.
Влад Зюбан
Вот одна из трактовок этого понятия…
«Китайское понятие силы-цзин не имеет даже приблизительных аналогов в европейских языках. Вообще говоря, сила-цзин порождается организмом как единым целым и является результатом не физического усилия, а, напротив, расслабления.
Вот наиболее существенные отличия силы-цзин от физической силы:
1.Физическая сила локализована в определенной части тела, а сила-цзин проистекает из целостной телесной конфигурации, двигаясь по спиралевидным траекториям от пяток к ладоням и в обратном направлении.
2.Физическая сила зависит от мышц и костей, а сила-цзин исходит из сухожилий и распространяется как раз в «пустотах» физического тела.
3.Действие физической силы подчиняется субъективной воле, а действие силы-цзин подчинено всеобщим законам циркуляции энергии и возможно лишь в строго определенный момент времени.
4.Применение физической силы может длиться неопределенно долго, но её воздействие остается внешним и поверхностным. Действие же силы-цзин, подобно уколу иглы, носит мгновенный, точечный и внутренний характер.
5.Физическая сила исчерпывает себя в применении, ее воздействие в известный момент просто прекращается. Действие же силы-цзин проистекает из глубинного ритма самой жизни, и его отдельные моменты сохраняют внутреннюю преемственность.
В даосских школах искусства существовала весьма подробная классификация силы-цзин. Различались «сила наступательная» и «сила защитная», «сила прилипания», «сила скручивания», «сила растяжения» и т.д. Но все способы применения этой внутренней силы тела основывались на общих принципах: «покоем контролировать движение», «мягкостью одолевать твердость», «следованием за противником избегать урона». Мастер даосской школы ушу умел «перенять» силу противника и сделать ее своей. Искусство схватки было, в конечном счете, искусством «превращения внутренней силы» (хуа цзин).
Из публикаций центра Дао Дэ»