Йога-студия «Дом Солнца», Харьков

ул. Кооперативная, 6/8 г. Харьков +380 (57) 757-69-55
+380 (63) 355-0-553


Внутренняя работа нэй-гун при ходьбе по кругу в багуачжан

 

«В практике багуачжан важен переход от статических практик (сидение цзин-цзо, столбовое стояние — чжуан-гун) к динамическим — ходьбе по кругу (чжуань гун, син гун). Главным в практике самосовершенствования «столбовой работы» является достижения Покоя-цзин. Способность в практике ходьбы «входить в истинный покой» (чжэн цзин) превращает покой в движение, когда в ходе движения Истинный Ян почек (肾中真阳) сам по себе приведет в движение Космическую орбиту (周天), затем на границе движения и покоя позволяет перейти к покою, где в глубине рождается Истинный Инь Сердца, образуется пилюля-Дань. Происходит переход от определенного мира, в мир пустоты-сюй, мир небытия-У, где начинается следующий более продвинутый этап самосовершенствования. Это и есть процесс перехода от статических практик к динамическим — от сидения-стояния к ходьбе. Если говорить более предметно, то это соблюдение несколько принципов и методов.

Чистота и покой Сердца

«Истинный метод — это собрать дух-Шэнь в даньтянь». «Собрать Шэнь» — это и есть метод для достижения Чистоты и Покоя Сердца. «Сосредоточение Духа» исходит из Чистого Сердца. Когда Сердце очистилось, глаза перестают беспорядочно смотреть на все вокруг, взгляд уже «не бегает». Сперва надо «воодушевиться в практике», стать скромным в своих желаниях, умерить страсти и потребности. Так Ци начнет занимать свои «гнездышки-точки» в теле (穴), а дух-Шэнь будет собран внутри. Шэнь и дыхание-Си, «опираясь друг на друга», «вернутся домой». Это и есть метод «собирания Духа и регулирования дыхания». Главное в этом методе — по-прежнему «покой-цзин». Великое Дао учит людей «остановке мышления» (止念) . Остановка мышления — это значит «следовать природному», но не стоит стараться избавиться от мыслей, когда они бегут в беспорядке. Наоборот, только «бег мыслей может привести к их остановке». «Быть безучастным, следовать судьбе» (漠视听缘), принять за норму легкое безразличие ко всему вокруг. Смотреть, как все вокруг само появляется и само исчезает, чтобы ни происходило, со временем все рассеивается и исчезает. «Обуздать страсти, очистить Сердце» (遣欲澄心) — это суть «остановки мышления». Лао Цзы говорил: «Шэню человечьему люба чистота, но Сердце его тревожит. Сердцу человека люб покой, но влекомо оно желаниями-страстями. Смири надолго страсти-желания, Сердце само найдет покой, убери грязь из Сердца — Дух Шэнь очистится». Во время ходьбы по кругу необходимо находится в состоянии «обуздать желания, очистить Сердце», тогда можно войти в мир Чистого Духа и Покоя Сердца. 

«Собрать зрение, вернуть слух» (收视返听)

Традиционный даосский способ для «сбора зрения и возврата слуха» — смотреть на кончик носа, тогда, находясь в тишине и покое, зрение «повернется» внутрь тела. Внутренний взор как бы освещает все изнутри тела, охраняет дух-Шэнь, пресекает беспорядочное мышление.

«Механизм в глазах»

Все начинается через глаза — главные врата тела. Желания и страсти, владеющие Сердцем, проникают через глаза. Сперва необходимо «отключить» глаза, только после этого можно успокоить Сердце. «Глаза не мечутся без порядка, Шэнь возвращается к Сердцу, это основа покоя-цзин». 

Если беспорядочное мышление никак не удается обуздать, можно попробовать способ «вникания» (推究功法). В момент возникновения мысли «вникни» — откуда пришла эта мысль? Куда она уйдет? Где растает? Не получится с первого раза — пробовать еще и еще. Со временем удастся увидеть место зарождения мысли. Суть Сердца — Пустота, небытие-У, Чистота. Если «вниканием» удастся увидеть Пустоту-небытие, то можно многократно продолжить чередовать «остановку мышления» и «вникание». Рано или поздно все заменится Светом, что и есть метод «возврата к свету». Основные проблемы тут — это рассеивание Шэнь и видения. Рассеивание — это когда Сознание повседневного мышления самостоятельно покидает тело. Эта болезнь лечится «очищением Сердца». Видения возникают от бессознательного, когда духом руководит Чистый Инь, а чистого Ян не хватает. Видения и сны во время статических упражнений — это проявление бессознательного. Лечится все это регулированием мышления и дыхания, которые должны следовать одно за одним, «вести себя сами».

Во время ходьбы по кругу надо «слушать дыхание» и Сердцем «смотреть внутрь тела». Как Сердцем почувствуешь даньтянь, только тогда туда войдет Ци. Даньтянь будет нагреваться и даст начало Истиному Ян. А на чем сосредоточен Дух-Шэнь? На моменте смерти Сердца-Синь. Жизнь Шэнь опирается на смерть Сердца-Синь. Мертвое Сердце — начало жизни Юань Шэнь (元神).

А как же успокоить Сердце и очистить Ци? Все в дыхании. Дышать надо так тонко и глубоко, чтобы вход и выход воздуха слышало только Сердце, а слух был бессилен. Что неслышно, то тонко, что тонко, то чисто. Что слышно, то грубо, что грубо, то грязно. Грязь приводит к пробуждению бессознательного и видениям — это все естественный ход развития обычного человека. Практикующему же слушать надо то, что не слышно. Что слышно, то грубо и грязно — это не должно входить в тело. Набраться терпения и тонко-тонко внимательно и глубоко слушать. Сердце тонко — дыхание не слышно, дыхание тонко — и Сердце тонко. Дыхание-ци только двинулось — Сердце тоже двинулось. Чтобы зафиксировать-убить Сердце — надо вскормить дыхание-Ци.

Успокоить Сердце и очистить Ци — это «работать Сердцем по дыханию», но делать надо это легко-легко, используя метод «слушать свет» (照听). Какой свет? Свет «внутреннего взора», который не видит то, что внутри, а направлен в себя. Смотреть на то, что не видно, слушать то, что не слышно. То, что можно услышать — это невидимые Луна и Солнце, свет которых «слышен» внутри.

«Остановка» тут — это два смысла. С точки зрения «входа в тишину» — это «остановить мышление». Вся даосская система самосовершенствования и «выплавления пилюли-дань» будет безрезультатной, а иногда и вредной, если не уметь это делать. Второй смысл — это «место остановки». Самое спокойное место для остановки — это храм Сятянь, где легче всего «войти в тишину», где творятся только благие дела.

При ходьбе по кругу это место иное. Это точка на спине — Цзяцзи. Метод Гэньбэй (艮背), когда, поместив сознание-И в Цзяцзи, соединив хранимую на Юге воду почек с северным Огнем Сердца. Когда сплетаются «дракон и тигр», мысли не возникают. Метод «мытья Сердца» — это и есть Гэньбэй. Все возможно только при тонком и неслышном дыхании. Истинное дыхание подобно отсутствию дыхания. Истинное мышление — это отсутствие мышления. Когда Природа и Судьба вечны, дыхание и мышление исчезают. Это и есть первый шаг единого вскармливания Природы и Судьбы.

«Вход в тишину» через метод Гэньбэй приводит сознание в состояние У-вэй, где нет знаний, нет и самого объекта. Если нет «остановки» — значит, дух повседневного мышления занят своими делами, дыхание оторвано от него. Если же удается выполнить этот метод, то тогда «Сердце мертво, дух — живой» , «Человечье сердце уходит, а Сердце Дао рождается». «Внутри не знаешь, есть ли тело, снаружи не ведаешь, есть ли форма. Так можешь остановиться внутри. Так можешь остановиться снаружи. Движение и покой следуют одно за одним, внутреннее и внешнее соединяются в Дао». «Остановка» в ходьбе по кругу — «это Сердце без Сердца», это когда Юаньшэнь (Истинное сознание) управляет телом. Тогда движения не видны, но быстры, устойчивы и легки. Почему бы и не появиться тогда Золотой Пилюле и не войти в Дао? 

«Забыть Я, забыть Суть»

«Забыть» здесь — это не забывчивость, а то самое забытье, когда «внутри не чувствуешь тела, снаружи не видно мира, все одно неразделимо целое… откуда взяться желаниям?» Это особый мир, где человек забывает себя и забывает материальные предметы. «Ходить в забытье» — это «быть в забытьи себя самого, ибо помнил себя; это забыть все названия, потому что называл…» Пустота-сюй наполняет даньтянь, возникает нечто из ничего, как Красное Солнце на дне моря. Тысячи мыслей и образов возвращаются к Одному. Дух-Шэнь собран, Ци едина. Дыхание исчезает, мышление останавливается, Сердце умирает. Дух рождается, дыхание появляется. Это и есть метод «Сперва жить, потом забыть».

Зрение, слух, дыхание — все соединить в Треножнике-Дин, все 7 отверстий объединятся в одной работе. Так проявляется прежденебесный Ци ( 炁) 宋体…».

(По материалам Пекинского общества исследования багуачжан, 1991 г.)

 



© 2010-2016 Йога-студия «Дом Солнца», Харьков

  • Наши друзья
  • Изготовление сайтов (веб-дизайн, веб-программироание) — Yurk Shapkin
  •